БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :





Путь по сайту: Главная / История и культура Китая / Исторический очерк Ведерникова Ю.В. "Гибель кораблей и судов в русско-японскую войну 1904-1905 г." / Глава 2. Противостояние крейсеров

Глава 2. Противостояние крейсеров

<< К оглавлению документа

Издавна крейсерская война рассматривлась русским военно-морским командованием как один из основных компонентов военного состязания со своим потенциальным противником во второй половине XIX века - Англией. По окончании Восточной (Крымской) войны по­ледовала череда дипломатических столкновений между этими странами, вызванных их успехами и неудачами их взаимной экспансивной внешней политики. Оценивая слабые места своего оппонента, Российская империя акцентировала свое внимание на британской морской торговле - "кровеносной системе" системе британского могущества. Практической же реализацией данного внимания явились многочисленные крейсера появлявшиеся в русской флоте во второй половине XIX века. Венцом крейсеростроения стала серия океанских крейсеров "Рюрик" - "Россия" - "Громобой", образовавших к русско-японской войне ядро Владивостокского отряда крейсеров.
Изменение политической обстановки на Дальнем Востоке к концу XIX века, повлекло за собой и изменение обстановки стратегической. Крейсерам, воплотившим идеи мощного океанского рейдера - одиночки, пришлось избрать объекты приближенные к берегам и действовать в закрытой акватории Японского моря, где вероятность встречи с кораблями противника резко возрастала.
Предвоенными русскими планами предусматривалось выделение из состава Тихоокеанской эскадры отряда крейсеров с базой на порт Владивосток. Выделяя три броненосных крейсера первого ранга, од­ного бронепалубного крейсера первого ранга и одного или двух вспомогательных крейсеров Добровольного флота, русское командование ставило целью:- первое - крейсерская война у берегов Японии с набегами на ее порты; второе - нападения на морские сообщения японской армии высадившиеся на восточное побережье Кореи и третье - отвлечение части броненосных крейсеров, в коих Япония имела значительный перевес, из Желтого моря на север Японского, для уравновешивания сил русской и японской эскадр под Порт-Атруром. При составлении планов учитывалось так же то, что данные корабли изначально строились только для крейсерской войны и не предназначались для эскадренного боя, а командованию отряда давались четкие инструкции - "...крейсера не должны искать боя, но при благоприятных условиях не уклоняться, главная же задача - произвести панику в береговом населении и торговых судах Японии".
К началу войны во Владивостоке были сосредоточены броненосные крейсера "Россия" (брейд-вымпел кап. 1 р. Рейценштейна), "Громобой" и "Рюрик", бронепалубный крейсер "Богатырь", вспомогательный крейсер "Лена" (бывш. пароход Добровольного флота "Херсон"), отряд малых номерных миноносцев и вспомогательных судов.
Им противостоял отряд броненосных крейсеров адм.Камимуры, ядро которого в будущем составили "Адзума", "Идзумо", "Токива" и "Ивате" с группой сторожевых и вспомогательных судов и миноносцев. Японские крейсера, построенные на рубеже веков кораблестроителями Англии представляли удачную серию однотипных кораблей, годных для эскадренного боя на ограниченной акватории Японского моря.
 
Первое крейсерство русского отряда.
Потопление "Наконоура Мару" 29 января 1904 года.
27 января 1904 года, по получении телеграммы о начале военных действий, в половине второго часа дня русские крейсера направились в море. Население города провожало крейсера высыпав на берег, крепость произвела установленный салют. Выйдя в открытое мо­ре за о.Аскольд крейсера взяли курс на южный мыс г.Фукаура о-ва Хонсю.
В 10-ом часу утра, 29 января имея по носу о-ва Хонсю, а справа о-в Осима обнаружили небольшой каботажный пароход. Оста­новленный выстрелом из 47-мм пушки, пароход поднял японский флаг. Подняв сигнал "как можно быстрее покинуть судно" и послав в ответ на японскую просьбу о помощи "Громобой", "Россия" потопила пароход артиллерийским огнем, при этом на нем взорвался паровой котел.От пленных - 43 человека, выяснили название парохода - "Наконоура-Мару" (1 084 тонны), род груза - рис, и порт выхода - Саката.
В дальнейшем, безрезультатно прокрейсеровав в штормовом море русские корабли 1 февраля вернулись во Владивосток. При этом во время шторма с "Громобоя" был смыт в море и погиб матрос.
 
Потопление "Гойо-Мару", "Хагинура-Мару"
и "Кинсю-мару" 12 и 13 апреля 1904 года. 
В период между вторым и третьим крейсерством произошли значительные событие активизировавшие действие русского отряда.
Так, первым событием явилось бомбардировка Владивостока японскими крейсерами, произведенная ими 19 февраля со стороны Уссурийского залива. Японская вылазка имела исключительно демонстративный характер, не принесший городу и отряду какого либо существенного ущерба. Хотя ответный выход русских крейсеров был задержан по вполне объективным причинам, безнаказанные подход японцев к Владивостоку, обстрел и такой же безнаказанный отход породили второе событие в судьбе отряда - Рейценштейн был смещен и отозван в Артур, а на его место был назначен к.-адм. Иессен.
Прибывший в Артур новый командующий эскадры - к.-адм.Макаров, как способствовал назначению Иессена, так и выдал ему более четкие инструкции и указания, и широкие полномочия. Адмирал опре­делил задачи крейсеров в первую очередь на срыв морских перевозок неприятеля в Японском море, сделав второстепенным крейсерство восточнее Японии. Ужесточались и требования к скрытности и сек­ретности выхода кораблей в море. 10 апреля 1904 года к.-адм. Иес­сен вывел крейсера "Россия", "Громобой" и "Богатырь" в сопровож­дении миноносцев NNо "205" и"206" в третью набеговую операцию, имея целью осмотр корейского побережья, набеги на Хакодате и за­тем на Цуругу.
Утром 12 апреля русский отряд подошел к порту Гензан и оставшись на его внешнем рейде, направил в порт миноносцы. Не встретив никакого сопротивления миноносцы прошли на внутренний рейд и обнаружили там японских пароход "Гойо-Мару", прибл. 600 тонн водоизмещения. Дав команде парохода возможность сойти на бе­рег и забрав обнаруженную на борту корреспонденцию, миноносцы по­топили "Гойо-Мару" торпедой.
Отойдя от Гензана к вечеру того же дня русскими был обнаружен и потоплен японский каботажник "Хагинура-Мару", путем взрыва 12 кг пироксилина подрывной партией с "Громобоя". Место затопления парохода - 39 град. 47 мин. сев.широты и 128 град. 4 мин. вост.долготы. По потоплении парохода миноносцы были направлены во Владивосток, а крейсера пошли курсом на Цугарский(ныне - Сан­гарский) пролив к Хакодате.
В 22 часа 20 мин. того же дня был обнаружен большой пароход шедший с заженными огнями. Крейсера сблизились с ним и просив по английски "Какой нации ?" получили ответ - "Japanese !". Задержанный пароход оказался японским военным транспортом "Кинсю-Мару", перевозвиший десант 9-ой роты 37 пехотного полка после де­монтративной высадки в Ригене (русское название -рейд Паллада - северо-восточное побережье Кореи). На борт транспорта прибыла призовая партия с "России" ведомая лейтенантами Петровым и Рейном. Японские офицеры и солдаты, получив приказ "Разделить участь судна", прокричали три раза "банзай" и в большинстве своем отказались покинуть транспорт. Офицеры удалились в свои каюты на прощальное пиршество, а часть солдат скрылась в носовом трюме и на предложение выйти на верхнюю палубу угрожающе щелкала затворами. 45-ти человекам с транспорта удалось скрыться от русских на шлюпке, хотя, по японским данным, до корейского берега едва добралась десятая часть. Сняв около двухсот человек с "Кинсю-Мару", транспорт был потоплен взрывом торпеды с "России". Одновременно со взрывом, оставшиеся на борту транспорта японские солдаты открыли ружейный огонь по крейсерам, ранивший на "России" двух человек.
Произведя опрос пленных и получив по радиотелеграфу перехват подозрительных переговоров, к.-адм.Иессен пришел к заключению о близости японского отряда адм.Камимуры, что в реалиях соотвествовао действительности. Поэтому поход отряда на Хакодате был прер­ван и 14 апреля крейсера благополучно прибыли во Владивосток.
Апрельская набеговая операция русских крейсеров привела к окончательному разделению японских сил - броненосные крейсера Камимуры перенесли свое базированиев Корейский пролив, в бухту Озака на о.Цусима, ослабив свой флот под Артуром. Реальные успехи русских крейсеров, в особенности потопление "Кинсю-Мару", в какой то степени снизили эффект психологического давления от катастрофы постигшей русский флот 13 апреля - гибели в.- адм.Макарова.
Гибель миноносца Nо 208 и авария крейсера "Богатырь".
15 апреля японскими кораблями - авизо "Чихайя" и миноносцы - были произаведены минные постановки: с оста от о.Скрыплева в расстоянии от него 0,75-1,25 мили на зюйд - 12 мин, в 8,25 милях на зюйд от этого острова по направлению к весту на протяжении 1,25 мили - 39 мин, и в 6,5 милях на зюйд от о.Циволько по направлению на ост на протяжении 1,5 миль - 24 мины. Японские корабли были замечены с русского наблюдательного поста на о.Скрыплева и были даже освещены прожектором. В целом 75 мин поставленные банками в достаточно удаленных друг от друга местах не смогли бы создать реальную угрозу крейсерам, будь во Владивостоке хорошо организованные служба связи и отряд траления. Но ни того, ни другого у нас не было. По большому счету, японская минная операция носила демонстрационный характер, но достигла цели - Иессен временно отказался от выхода в море, а 28 мая на мине подорвался германский грузовой пароход "Тибериус", доставлявший во Владивосток уголь, и 4 июля подорвался на мине и затонул русский миноносец Nо 208.
Миноносец Nо 208. 4 июля 1904 года
Утром, 4 июля 1904 года, миноносцы Сибирской флотилии NNо 202, 208, 210, 211 и 209 (под брейд-вымпелом кап.2 р. Подъяпольского) вышли в залив Петра Великого для осмотра бухт и островов. Походным строем "кучка" ( "209-ый" в центре, остальные образовали крылья, идя параллельными кильватерными колонами), прошли фарватером южнее о.Скрыплева, держа курс на о.Аскольд.
В 8 час.18 мин.шедщий концевым в правом крыле миноносец Nо 208 подорвался кормой на мине. Переборка машинного отделения некотрое время держала воду, но корабль погружался кормой в воду. Удалось снять пулемет, а спасением команды занялись шлюпки подошедшие с других миноносцев.Через восемь - девять минут, миноносец погрузился в воду, встав почти вертикально на корму. Командир миноносца, лейт. Кавелин, бросился в воду последним. Из экипажа погиб - 1 чел., ранено - 5. На месте гибели миноносца (пеленг на маяк о.Скрыплева NO 38 град., дистанция - 1,5 мили) был поставлен красный буек, после чего отряд вернулся во Владивосток.
В том же, 1904 году предпринимались попытки подъема миноносца. Однако водолазам неудалось завести под корму миноносца стальной трос и они ограничились снятием 47-мм орудий. В дальнейшем к вопросу о подъеме миноносца невозвращались.
В период 1989-90 годов Владивостокским клубом подводного поиска "Восток" была предпринята попытка поиска миноносца, но безуспешно.
Авария крейсера "Богатырь".   2 мая 1904 года.
Второе событие имело более тяжелые последствия для Владивостокского отряда. 2 мая к.-адм. Иессен вышел на крейсере "Богатырь" в Посьет для личного ознакомления с условиями обороны залива . Из за густого тумана пришлось несколько раз становиться на якорь. Периодически туман рассеивался и крейсер меняя ход с 7 до 15 узлов и обратно, двигался к Посьету, по приказу адмирала, несмотря на протесты командира. Было воскресенье и по традиции российского флота адмирал и командир обедали в офицерской кают-компании. Командир - кап.1 р.Стемман, спустился в кают-компанию дабы восстановить нормальные отношения, вызванные предшествующими размолвками. Крейсер же шел в тумане 10-ти узловых ходом по счислению. В половине первого старший штруман крейсера спустился в кают-компанию испросить разрешения на поворот в лево, чтобы идти несколько мористее. Получив "добро" и едва успев подняться на мостик, как под носом корабля высокие обрывы скалистого берега. Дали машинам "полный назад", но ничто уже не смогло предотвратить аварию - кресер разворотил себе носовую часть и плотно сел на камни прямо под береговым обрывом. Вслед за посадкой туман поредел, а затем рассеялся. Крейсер выскочил прямо на м.Брюса.
Попытки сойти с камней своим ходом не увенчались успехом, не принесла пользы и разгрузка носа посредством перемещения угля в корму. Подошедший на помощь 3 мая ледокол "Надежный", так же не смог оказать существенного содействия. Крейсер плотно сидел на камнях. В последующие дни "Богатырю" пришлось пережить 10-ти балльный шторм, причем подошедшая "Россия" так же ничего сделать не смогла, а размахи качки "Богатыря" достигали 22 град., и из за боязни гибели начали свозить на берег экипаж. 4 мая, по окончании шторма, трюмные крейсера во главе с инженером-мехником вернулись на "Богатырь", обнаружив из 9-ти водонепроницаемых отсеков кораб­ля, 4-е затопленными. Стало ясно что разведчик и новейший крейсер отряда надолго выведен из строя (фактически до конца войны).
Для обеспечения безопасности аварийного крейсера с 5 мая была организована дозорная цепь миноносцев, а один из крейсеров отряда постоянно находился поблизости. На берегу разместили полевую артиллерию армии и легкие пушки с крейсера. Начались аварийно - спасательные работы: крейсер разгружали, снимая носовую башню, пушки, боезапас, снабжение и т.д.
Тем не менее японские корабли так и не появились, что во но­гом обязано действию русской эскадры под Артуром, когда в те же майские дни японцы без боя потеряли 7 боевых кораблей.
В последующем "Богатырь" был снят с камней, отведен во Владивосток и поставлен на ремонт в сухой док. Слабость судоремонтной базы мастерских порта не позволило быстро отремонтировать крейсер и он вернулся в строй только по окончании войны. Факт аварии крейсера не только лишил отряд полноценного боевого корабля, но и отвлек его от прямых задач - крейсерства на морских путях Японии.
Потопление "Идзумо-Мару", "Хитаци-Мару", трех
шхун и повреждение "Садо-Мару" в июне 1904 года.
В конце марта японцы закончили высадку 1-ой армии на западном побережье Кореи и с 7 апреля приступили к морской перевозке 2-ой армии генерала Ноги, предназначенной для действия против Артура. Всего в устье р.Пеньянг было сосредоточено более 70 транспортных судов, а перевозка армии осуществлялась группами из 4-5 транспортов.
Через неделю после посадки "Богатыря" на камни во Владивосток прибыл адм.Скрыдлов назначенный после гибели Макарова командующим флотом Тихого океана. Совместно со Скрыдловым прибыл адм. Безобразов назначенный командующим 1-ой эскадрой. Первоначальной целью обоих адмиралов был Артур, но ко времени прибытия он оказался отрезанным японской армией. Штабом нового командующего был разработан план предстоящего крейсерства, имеющий следующие цели - операции на путях сообщения противника в тылу; уничтожение рыбного промысла как основного источника питания Японии; проводка транспортов с углем с Сахалина. В соответствии с этим планом крейсера "Россия", "Громобой" и "Рюрик" направились к Корейскому проливу, а миноносцы NоNо "203", "205" и "206" направились к о. Хоккайдо.
Около 6 час. утра, 31 мая крейсера ведомые адм.Безобразовым, снялись с якорей, минуя Амурский залив и стоящий на камнях "Богатырь" 12-ти узловым ходом пошли кратчайшим путем на Корейский пролив. В 0 час. 1 июня прошли параллель Фузана и к утру были возле о.Цусима, подойдя к морским путям Японии. В 60-ти милях находилась маневренная база крейсеров адм.Камимура - б. Озаки.
В Корейском проливе обнаружили массу парусников и несколько дымов. Первый дым обозначил пароход идущий на юг в сторону о.Ики-сима, другой - пароход уходивший в сторону Симоносекского пролива, а в третьем опознали японский легкий крейсер "Цусима". За первым пароходом пошли "Россия" с "Рюриком", а второй стал целью "Громобоя". Крейсер "Цусима" почтительно держался в стороне отчаянно работая радиотелеграфом.
Нерешительность и непоследовательность "России" при погоне, позволили первому пароходу уйти. Решительные же действия "Громобоя" позволили ему настигнуть второй пароход оказавшийся японским войсковым транспортом "Идзумо-Мару". Будучи обстреляным с "Громобоя", он потерял убитыми 7 человек и ранеными 25 человек. Направляясь к ближайшему берегу "Идзумо-Мару" осознав бесплодность своей попытки, затопился, предварительно посадив команду в 4 шлюпки. Всего было принято на "Громобой" 105 человек.
Тем временем со стороны Симоносеки показалось два судна. Разделив свои действия аналогичным образом крейсера направились на перехват. "Громобой" настиг войсковой четырехмачтовый транспорт "Хитаци Мару", ведомый капитаном-англичанином на японской службе Дж.Кембелем. Отказавшись остановиться, "Хитаци-Мару" пытался таранить "Громобоя", но получив до 60 артиллерийских и 1 торпедное попаданий от него затонул. Транспорт перевозил 1 095 человек солдат и офицеров Гвардейского резервного полка, 320 лощадей, 18 осадных 280-мм орудий для обстрела Артура и имел 120 чел. судового состава.
"Россия" и "Рюрик" настигли войсковой транспорт "Садо-Мару". Японский транспорт имел вместимость 6 226 брутто-тонн и следовал из Удзина к берегам Ляодуна. Крейсера остановив пароход предупредительными выстрелами подняли сигнал - "Как можно быстрее покиньте судно". Но из за охватившей паники посадка проходила совершенно хаотически и многие из спасавшихся людей утонули, а само спасение стало принимать затяжной характер. В половине первого, "Рюрик" получив категорическое приказание потопить "Садо-Мару" выпустил торпеду в правый борт транспорта. Взрыв выбросил в воздух большое количество угля, пароход сел глубже, но не тонул. Обойдя пароход, "Рюрик" выпустил вторую торпеду, попавшую "Садо-Мару" в левый борт. Двухкратное торпедное попадание не оставляло сомнений, что пароход затонет. Построившись, в 13 час. 25 мин. русские крейсера пошли курсом на Майдзуру. Нашедший дождь скрыл русские крейсера.
Между тем, "Садо-Мару" был спасен японскими моряками. Как в дальнейшем выяснилось на нем находились и были спасены полный телеграфный парк, некотрое количество солдат при 10 - 12 офицерах, более 1000 носильщиков тяжестей, 20 лощадей, 21 понтон, 2000 тонн риса, два паровых катера, казначейство - золото и серебро в ящиках и станки к осадным орудиям, погибшим с "Хитаци-Мару".
Утром 3 июня, возле о.Оки, русские крейсера задержали и осмотрели английский пароход "Аллатон" с грузом 6500 тонн японского угля. Признав груз военной контрабандой и высадив на "Аллатон" призовую партию направили его на Владивосток. Дальнейшее крейсерство протекало в районе оживленного судоходства, но японцы встревоженные предшествующими успехами русских крейсеров, свели свое судоходство к минимально-необходимому и кроме двух - трех парусных судов не представляющих какой либо ценности, русские не встречали.
Адм. Камимура введенный в заблужение своими разедчиками не смог перехватить русский отряд и последний благополучно прибыл во Владивосток 7 июня.
2 июня, после полудня отряд русских миноносцев NNо "203", "205" и "206", ведомые кап.2 р. Виноградским вышел из Владивостока и пошел курсом на г.Есаши (юго-западное побережье о.Хоккайдо). Следуя 10-ти узловым ходом, в полосах чередующегося тумана, 3 июня встретили шхуну "Хайтце-Мару",300 тонн водоизмещениея с грузом рыбы. Посадив ее экипаж в шлюпку, шхуну потопили подрывными патронами и выстрелами из 47-мм орудий в точке с координатами широта 42 град.15 мин. северная, долгота 135 град.15 мин. восточная, и пошли дальше. В тот же день, в шестом часу вечера встретили две японских шхуны с грузом рыбы и риса, в широте 42 град. 2 мин. северной и долготе 137 град. 42 мин.восточной. Более крупную из них - "Орангута-Мару" потопили, а на меньшую пересадили экипаж с потопленной шхуны и отпустили. 3 июня ближе к полночи подошли к берегам Хоккайдо, причем столкнулись с рыбачьей флотилией. Ошибочно приняв их за вражеские корабли (рыбаки переговаривались вспышками фонарей), постарались незаметно уйти. С рассветом следующего дня отказавшись от налета на рейд г. Есаши пошли к русским берегам, курсом на б.Ольга. Утром 4 июня встретили и взяли как приз большую японскую шхуну "Хакацу-Мару" с грузом рыбъего жира и рыбы. А двумя часами позже потопили другую встречную шхуну, около 400 тонн водоизмещения (место широта - 42 град. 20 мин.северная, долгота - 138 град. 30 мин. восточная). 5 мая прибыли в Ольгу, где пополнили запасы угля, а 6 июня отряд благополучно прибыл во Владивосток.
Пятое крейсерство русского отряда.
Потопление 2 каботажных судов. Потеря миноносца Nо "204".
Пятое крейсерство русского отряда началось 15 июня и имело целью: - вспомогательному крейсеру "Лена" с отрядом миноносцев произвести диверсию против порта Гензан, а броненосным крейсерам оказать поддержку миноносному отряду, а затем следовать на юг и вести крейсерство в Корейском проливе и Желтом море. Главная задача отряда осталась той же - должна быть совершенно недопущена перевозка частей японской армии на материк.
После полудня сначала "Лена" с 8-ю миноносцами, а затем "Россия", "Громобой" и "Рюрик" через Амурский залив вышли в море. Двигаясь 10-ти узовым ходом на юг и ведя два миноносца на буксире к 2 час. ночи 17 июня достигли Гензана. Миноносцы ведомые "Леной" двинулись в порт, крейсера остались мористее, прикрывая налет.
При входе в бухту миноносец Nо "204" коснулся пяткой ахтрештевня подводного камня, что заклинило руль в положении "на борт", а миноносец потерял возможность управляться. Зайдя в половине шестого утра на рейд Гензана, русские миноносцы не обнаружили там боевных кораблей неприятеля, сожгли японскую парусную шхуну "Сейхо-Мару" (112 тонн) и малый каботажный пароход "Коун-Мару" в 36 тонн водоизмещением. Остальные суда подняли английские флаги и против них не было предпринято никаких враждебных действий.
Аварийный миноносец "204" был отбуксирован к "Лене". При этом первая попытка буксировать едва не обернулась трагедией - миноносец чуть не перевернулся. Попытка сломать поврежденный рульпри помощи талей паровых лебедок "Лены" была безуспешной. Опасаясь 10-ти мильной близости корейского берега и в виду свежеющей погоды, начальник отряда миноносцев кап.2 р. Раден решил потопить мешавший ему "204-ый". К 8-ми час. вечера, 17 июня после снятия вооружения и экипажа миноносец был потоплен подрывными патронами. Остальные миноносцы и крейсер "Лена" благополучно достигли Владивостока спустя два дня.
Крейсерство русского отряда в Тихом океане.
Потопление 7 судов.
Шестое крейсерство русского отряда планировалось провести восточнее Японии, в водах Тихого океана, на ее океанских сообщениях. Прорыв в Тихий океан планировалось произвести через Цугарский пролив, как самый кратчайший путь. Действия русских крейсеров в Японском море вынудили Японию перенести перевозку войск и грузов в океан, и поэтому главным предметом похода крейсеров было определено пресечение этой деятельности. Так, по расчетам штаба, в светлое время суток можно было ожидать встречи, в среднем, с 14-ю торговыми судами нейтралами или неприятеля, оперируя около его тихоокеанского побережья.
3 июля "Россия" под флагом к.-адм.Иессена, "Громобой" и "Рюрик" и направились к Цугарскому проливу, с расчетом проскочить его ночью. Подойдя к проливу около шести часов вечера, 6 июля, уменьшили ход и стали ожидать покрова ночи, чтобы под ее прикрытием пройти пролив незамеченными. В 3 часа ночи, по заходе луны, 14 узловым эскадренным ходом, двинулись в пролив, определяясь по зажженым (!) японским маякам. Тем не менее, проскочить незамеченными в Тихий океан, русским крейсерам не удалось. К половине пятого по полудни, 7 июля Японская Главная квартира уже знала о проходе русских крейсеров и рассылала соответствующие предупреждения. Для русских же крейсеров раскрытие их прохода противником, влекло за собой более чем 50 % снижение вероятности встреч. Но, тем не менее, выход крейсеров в Тихий океан сразу же стал сопровождаться частыми встречами.
Уже в половине седьмого утра, 7 июля на меридиане м.Есанзаки был остановлен и осмотрен каботажный пароход "Такасима-Мару" в 130 тонн водоизмещения. По осмотру судна, досмотровой партией с "России", оно было потоплено, а экипаж направился к близ лежащему берегу на шлюпках.
Затем сразу же был остановлени и досмотрен идущий в балласте английский пароход "Самара". В виду отсутвтия контрабанды это судно было отпущено. Почти одновременно с "Самарой" был остановлен каботажный пароход "Киодоуниу-Мару", имевщий до 50 пассажиров, преимущественно женщин с грудными детьми. Благодаря поседнему факту пароход был отпущен. Только после полудня отряд двинулся 10-ти узловым ходом к югу. 
В 17 час. вечера были встречены две японские шхуны "Кихо-Ма­ру" (140 тонн) и "Хокуру Мару" (130 тонн) с грузом рыбы и сельхозпродуктов. По снятии экипажей, первая была потоплена огнем "России", а вторая подрывной партией с "Рюрика".
Приближаясь к оживленным судоходным путям, русские крейсера в целях маскировки поднимали английские военно-морские флаги. Но, при характерном силуэте кораблей, данная хитрость могла быть уместна только в отношении безграмотных японских рыбаков. 9 июля, в полоине восьмого утра задержали германский пароход "Арабия", шедший с генеральным грузом в Иокогаму, Кобе, Нагсаки, Шанхай и Гонконг. Признав военную контрабанду, направили "Арабию" во Владивосток, высадив на нее приовую партию. В ночь с 9 на 10 июля подошли к Токийскому заливу, но никого не обнаружили. 10 июля на крейсере "Громобой" обнаружился перерасход угля. Несмотря на рисковость возникшего положения, решили двигаться далее, перейдя в жесткий режим экономии топлива.
Рассвет 11 июля принес ценный приз в виде английского парохода "Найт Коммандер" (1900 г.постройки, 4 300 брт., 11 узл.,) остановленный только предупредительным выстрелом с "России". Пароход имевший груз железнодорожных материалов (1 000 тонн рельсов и рельсовых креплений, 1 700 тонн мостовых частей и 400 колес) для Иокогамы и Кобе, был потоплен подрывной партией с "Рюрика" в 9 часов утра.
С 9 час.15 мин. до 14 час. 15 мин. отряд продолжал идти на запад. По пути встретили две шхуны с солью, которые потопили "Громобой" и "Рюрик".
В это время "Россией" был остановлен и досмотрен английский грузопассажирский пароход "Тсиан", идущий почти без груза, с небольшим количеством котранбандного риса и сахара, и пассажирами, среди которых было изрядное количество женщин. Заставив пароход стравить пар, его отпустили с миром. Последнее вызвало восторг английского капитана, называвшего крейсера, со слов западных газет, "эскадрой-невидимкой", "кораблями-призраками" и т.п., и не верившего в возможность присутствия русского флага в этих водах. Это была самая западная встреча русского отряда со своими "визави". Ограниченное количество топлива вынудили русские крейсера повернуть обратно.
12 июля, в половине третьего ночи, на OSO от м.Нодзима встретили и остановили германский пароход "Теа" с грузом рыбы идущей из Америки в Иокогаму. По снятии экипажа парохода, он был взорван подрывной командой с "Рюрика" и добит его артиллерийским огнем.
Одновременно с затоплением "Теа", был обнаружен и досмотрен английский пароход "Калхас". Определив его груз как контрабанду и высадив на него призовую партию с "Рюрика", направили его во Владивосток. Около полудня 12 июля крейсера пошли обратным маршрутом.
Адмирал Камимура получив извещения о прорыве русских крейсеров 3 июля и о встрече их с "Тсианом" 9-го, мог поджидать их у Цугарского пролива или непосредственно в Татарском проливе. В то же время он мог ожидать и русского пролива в Желтое море, и это последнее заставило его отказаться от засад на севере Японского моря.14-ти узловым ходом, 17 июля, русские крейсера прорвались в Японское море, проскочив Цугарский пролив и 18 июля встали на бочки в бухте Золотой Рог.
В целом крейсерство носило успешный характер, омрачененный некотрой непродуманностью действий. Так, нескрытный проход русских крейсеров через пролив уменьшил вероятность встреч с торговыми судами противника и нейтралов, отвлечения на разного рода шхуны и малые каботажные суда, помимо траты времени и угля, позволили более крупной потенциальной "добыче" укрыться, а недостаток угля, и недомыслие при выходе в рейд взять его в перегруз, привели к досрочному сворачиванию крейсерства. Между тем, к Токио в это же время подходил американский пароход "Корея", имеющий на борту в качестве груза валюту в 1 000 000 долларов США (по другим источникам до 20 000 000) адресованных Японскому Правительству. По некотрым источникам русскоекомандование имело об этом агентурныесведения, но почему - то не смогло их реализовать. Действия русских крейсеров на Тихом океане вызвали рост ставок страховых сборов на 80 %, а так же задержки грузов на Японию, что не могло сказаться на ее экономике. По возвращении крейсеров все пришло в норму.
Особо следует оговорить, что наиболее ярым противником русского крейсерства выступила Англия. В результате ее протестов были фактичеки свернуты русские крейсерские операции в Красном море осуществляемые "Днепром" (бывш.пароход Добровольного флота "Петербург") и "Рионом" (бывш.- "Смоленск"),сумевшим за короткий период крейсерства взять в качестве приза 4-е английских парохода с военной контрабандой.
Бой 1 августа 1904 года. Гибель броненосного крейсера "Рюрик".
В июле 1904 года 2-я японская армия ген. Ноги вышла на подступы к Артуру и после боев на Кинджоуской позиции взяла его в осаду. Захватив господствующие высоты, японцы начали обстрел кораблей Артурской эскадры. В виду реальной угрозы кораблям было принято решение прорываться во Владивосток. Прорыв Артурской эскадры планировалось поддержать выходом Владивостокского отряда, с возможным местом рандеву в районе соединения Японского и Желтого морей.
В реалиях же между Владивостоком и Артуром остутствовало прямое телеграфное сообщение и координация действий осуществлялась через Штаб Наместника в Мукдене. 29 июля в.-адм. Скрыдлов получил от Наместника,преступную по своей бестолковости,телеграмму : - "Эскадра вышла в море, сражается с неприятелем, вышлите крейсера в Корейский пролив". В телеграмме не было указано ни время выхода эскадры, ни твердые намерения ее командующего адм.Витгефта, ни место рандеву. Фактически же, днем раньше, эскадра уже имела бой в Желтом море, потерпела поражение и перестала существовать как организационно-целая единица.
31 июля 1904 года "Россия" (флаг к.-адм. Иессена), "Громобой" и "Рюрик" вышли курсом на Корейский пролив. Конечной точкой похода предполагалась параллель Фузана в которую отряд должен был подойти к 5 часам утра 14 августа. К 4 час. 30 мин. дойдя до параллели Фузана, отряд повернул на W, намереваясь поджидать на этом курсе эскадру Витгефта. С рассветом показались силуэты четырех кораблей. После минутных предполжений, что это корабли идущие из Артура, опознали эскадру адм.Камимура. Неприятель был к северу от русского отряда в 8-ми милях. Русский флагман уклониться от боя в южную сторону посчитал небезопасным из за возможности нахождения в Цусиме дополнительных японских кораблей. На русских крейсерах пробили боевую тревогу и последовательно повернув на обратный курс увеличили ход до полного. В 5 час.5 мин. японцы сделали аналогичный маневр и сблизившись на 60-65 каб. открыли огонь. Русские энергично отвечали, причем на переднем и заднем кораблях японской колонны наблюдались взрывы, сопровождаемые криками "ура" на русских крейсерах.
Уже в 5 час. 20 мин. обстрел противника начал давать ощутимые результаты на русских кораблях. Японские снаряды разрываясь на тысячи мелких кусочков обнаружили сильное бризантное действие, поражая личный состав плохо бронированных русских кораблей. В "Рюрик" попало несколько снарядов, вызвавших крупные, хотя кратковременные пожары. В 5 час.23 мин. резко упала скорость "России", вызванное поврежедением кормовой трубы. В том же момент получил подводную пробоину в корме, но пока еще не мешавшую ему управлять рулем. Левый борт русских крейсеров был достаточно поврежден и при перемене курса отрядом, с целью принятьбой правым, менее поврежденным бортом и идти в NW четверти к Владивостоку, отряд начал свершать поворот направо (от противника), причем "Рюрику" во избежании столкновения пришлось стопорить ход, держась кормой к неприятелю.
В этот момент "Рюрик" попал под сосредоточенный огонь японских кораблей. Он уже не мог удерживать своего места в отряде и на вопрос Иессена - "Все ли благополучно?" долго не мог ответить, а затем сообщил "Руль не действует". Руль оказался заклиненным в положении "право на борт", румпельное отделение затоплено, рулевые приводы разбиты. "Рюрик" отстал от передних мателотов на 20 - 30 каб., описывая одну за другой неправильные циркуляции и обстреливаемый сосредоточеным огнем противника.
Заметив бедственное положение старого товарища, "Россия" и "Громобой" в 6 час. 38 мин. повернули в SO четверть и пошли на выручку "Рюрика". Маневрируя вокруг поврежденного крейсера "Россия" и "Громобой" отвлекали огонь на себя, давая возможность "Рюрику" исправить повреждения. К 7 час.12 мин. на "России" сложилось впечатление, что "Рюрик" справился с повреждениями и ему был поднят сигнал "идти полным ходом", а затем сигнал "Владивосток". "Россия" и "Громобой" понеся тяжелые потери, вновь легли курсом в NW четверть, увлекая за собой крейсера Камимуры.
Около 8 час. утра, Камимура вновь повернул к "Рюрику" и русские крейсера снова пошли на выручку товарища. Приближаясь к не­му, с "России" заметили, что "Рюрик" имеет сильный бурун под но­сом, а поднятый на "России" сигнал "идти во Владивосток" он отрепетовал. Около 8 час. 25 мин. Иессен развернул "Россию" и "Громобой" на курс 300 град. и повел во Владивосток. Броненосные крейсера Камимуры пошли за ними, а возле "Рюрика" остались два легких крейсера типа "Нанива". Увлекая за собой японцев, на уходящих русских крейсерах считали, что "Рюрик" сможет самостоятельно от­бится от легких японских крейсеров и исправив повреждения пойдет во Владивосток. При этом с русских кораблей по преследующим японским могло стрелять незначительное число орудий: так с "России" одно кормовое 203-мм и одно 152-мм орудия, и два 152-мм орудия временно, причем вертикальная наводка одного из них осуществлялась талями и гандшпугами. Бой подходил к концу, вступаяв свою самую жесткую фазу.
Совершенно неожидано для русских, в 9 час.50 мин. японские крейсера, последовательно повернули назад - на них заканчивался боезапас (японская версия).
Между тем, оставшийся "Рюрик" вел бой с двумя крейсерами японцев. Командир и старший офицер погибли в начале боя, была большая убыль в личном составе. Из единственного уцелевшего торпедного аппарата, была выпущена торпеда, правда не удачно, остальные аппараты разбиты. Из восьмисот с лишним чел.экипажа, около 200 было убитых, раненых тяжело и легко 278. В командование крейсером вступил лейт. Иванов.
Не имея возможности управляться и чуть-чуть двигаясь,продолжали вести бой уже с пятью лекгими крейсерами (подошли еще 3 крейсера). Они держали его под продольным огнем, нанося большие повреждения, оставаясь вне опасности от ответного огня. Попытка "Рюрика" таранить японские крейсера не увенчалась успехом, так как японцы имея преимущество в скорости легко уклонились. Заметив возвращение броненосных крейсеров Камимуры, лейт. Иванов приказал затопить крейсер открыв кингстоны, что и было исполнено механиками. Огонь прекратили, а оставшееся время посвятили спасению раненых. Японцы прекратив огонь, стали осторожно приближаться к нему.
В второй половине одинадцатого "Рюрик" затонул, погружаясь на корму и заваливаясь на левый борт. На мгновение показался таран и в 10 час. 42 мин. его не стало. Из воды японцами было подобрано 625 чел., из них 230 раненых. Место гибели корабля - широта 35 град.11 мин.северная, долгота 130 град. 8 мин. восточная. "Россия" и "Громобой" 3 августа в 16 час. вошли во Владивоток, втречаемые большим количеством шлюпок, яликов, шампунек и буксирных пароходов.
Поход, заранее обреченный на трагедию, закончился, став заключительным собыием в активной деятельности крейсеров.

Последние действия русского отряда крейсеров.
Потопление 4-ех японских шхун.
"Россия" и "Громобой" приступили к исправлению боевых повреждений, что в условиях слабой ремонтной базы порта сделать было очень трудно. "Россия" закончила исправлять повреждения к началу ноября, а "Громобой" месяцем раньше и 30 сентября он вышел с батальоном войск в Посьет. Следуя 15-ти узловым ходом, он наскочил на необозначенную вехами банку Клыкова. Помяв себе днище на протяжении половины его длины, крейсер местами получил течь, но благополучно достиг Владивостока.
Между тем, японцы продолжали методичный расстрел остатков Первой эскадры в Артуре, а возле него происходили ничего немогущие изменить стычки малых кораблей -миноносцев, канонерок, тральщиков. Вторая эскадра двигавшаяся к Японскому морю с множеством трудностей, находилась у о. Мадагаскар. А во Владивосток пришла телеграмма из Морского министрества - "Суда Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для 2-ой эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать..". Адм. Скрыдлов был отозван в Петербург.
17 апреля миноносцы NNо "201", "203", "205" и "206", под брейд-вымпелом кап. 2 р. Радена вышли из Владивостока и направились в набег к о.Хоккайдо, имея задачу: "выйдя на путь следования япочтовых пароходов, захватывать все встречные японские суда, а парусные - топить". 25 апреля у м.Моцута-саки о.Хоккайдо втретилии потопили подрывным патроном большую японскую рыболовную шхуну "Явата Мару Nо 3", шедшую с о.Окусири в Цуругу.
В тот же день захватили вторую шхуну и с призовой партией направили под парусами во Владивосток. Через одиннадцать суток, ввиду то штилевшей погоды, то противных ветров, шхуна подошла во внешную часть залива Петра Великого, находясь южнее параллели Посьета. 6 мая заметили к северу пароход, оказавшися японским транспортом, с которого предложили шхуне сдаться. Однако командир шхуны переложенным рулем умышленно подставил шхуну под форштевень транспорта и потопопил. Русский экипаж, 13 человек, попали в плен.
Тем временем, через несколько дней, русские миноносцы вернулись во Владивосток, не встретив со стороны японцев какого либо активного продиводействия - их внимание было приковано к приближающейся эскадре Рожественского.
25 апреля 1905 года крейсера "Россия" и "Громобой", ведомые Иессеном вышли в сторону Цугарского пролива. Одной из задач крейсерства являлась попытка отвлечения части японских сил к Владивостоку, в связи с приближением Второй эскадры к дальневосточным водам. В походе на "России" испытывали привязные аэростаты имея переменный успех их использования.
26 апреля стретили и потопили две японских шхуны - "Яйя-Мару" и "Сенрио-Мару". На другой день захватили возвращающиеся с браконьерского боя морского зверя две другие шхуны - "Койо-Мару" и "Хакузей-Мару". Доведя их почти до Владивостока и получив ложное известие о преследующем отряд неприятеле - затопили. 28 апреля крейсера вернулись во Владивосток. Четырьми днями позже выходивший в море на испытание радиотелеграфа "Громобой" подорвался на японской мине и вышел из строя до конца войны.
Разыгравшаяся 14 мая 1905 года Цусимская трагедия сделала боевые действия одинокого крейсера бессмысленными.


<< К оглавлению документа


 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited